» Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)
Это процедура учета экологических требований законодательства при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества. Она дополняет технические, экономические, социально-политические оценки предполагаемых решений.
В процессе проведения ОВОС компетенные власти и общественность рассматривают и изучают все возможные для окружающей среды последствия крупных решений, предлагаемых к реализации. Оценка заканчивается тем или иным решением властей о лицензировании такой деятельности. Инициатором процедуры ОВОС может быть любая общественная, частная и государственная организации.
ОВОС - главное правовое средство обеспечения учета и выполнения экологических требований на стадии подготовки некоего хозяйственного решения.
С 2002 г. требование проведения такой оценки было закреплено ст. 32 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ "Об охране ОС".
Проектные и (или) иные решения, содержащиеся в документации, обосновывающей некую намечаемую деятельность, должны быть разработаны с учетом различного рода возможных последствий ее реализации в рамках инфраструктуры региона. В частности, проводится поиск новых областей применения отходов будущего предприятия в качестве сырья для какого-либо другого экономически выгодного производства.
Оценку возможных решений следует давать на наиболее ранних этапах разработки проектного замысла.
Оценка воздействия на окружающую среду рассматривает влияние предлагаемых к принятию решений на:
- качество воздушной, водной и почвенной среды;
- радиационную безопасность;
- здоровье людей;
- экосистемы и отдельные виды растений и животных;
- здания, памятники и прочие объекты, являющиеся частью культурного наследия и т.д.
Важно в первую очередь определить наличие особой чувствительности территории к внешнему воздействию.
Смысл проведения ОВОС заключается во всестороннем учете экологических интересов общества при принятии решений по конкретным проектам как на новую деятельность, так и на изменение уже осуществляющейся деятельности. Безусловно, общество заинтересовано в предупреждении экологического вреда любого масштаба и ОВОС необходима при планировании всякой деятельности.
ОВОС организуется и проводится при подготовке следующих видов обосновывающей документации:
- концепций, программ, а также планов отраслевого и территориального социально-экономического развития;
- схем комплексного использования и охраны природных ресурсов;
- градостроительной документации;
- документов по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ;
- предпроектных обоснований инвестиций в строительство, технико-экономических обоснований (ТЭО) и (или) проектов строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих объектов и комплексов.
В первую очередь ОВОС проводится для крупных и потенциально опасных объектов:
- добывающих, нефтеперерабатывающих, металлургических и химических (всех видов) предприятий;
- крупных энергетических объектов, плотин;
- АЭС, объектов, широко использующих источники радиации, ядерные технологии, а также перерабатывающих и утилизирующих радиоактивные отходы;
- военных объектов;
- космодромов, аэродромов, аэропортов, портов, судоверфей;
- транспортных объектов, включая дороги, автострады, трассы магистральных железных дорог, нефте- и газопроводы, метрополитены;
- перерабатывающих предприятий и полигонов для отходов производства, потребления и быта;
- хозяйственных объектов на особо охраняемых территориях, не связанные с обслуживанием этих территорий.
Положением об ОВОС предусмотрено, что при проведении этой процедуры заказчик обязан рассмотреть все разумные и реальные альтернативы достижения целей намечаемой деятельности, включая даже "нулевой" вариант, т. е. отказ от намечаемой деятельности.
Для особо опасных производств должны быть проведены специальные оценки риска аварий различного масштаба. В любом случае оценивается возможное воздействие на сопредельные территории (государств, регионов).